Тел.: +7(495) 474-18-21 +7(925) 928-74-20 +7(999) 440-70-52 E-mail: clever-kids@bk.ru
Адрес: г. Москва (СВАО, м. Медведково, м. Бабушкинская), ул. Челюскинская, д.13
Режим работы:
Ежедневно с 10-21 ч.





21 Ноя 2012

Чем может быть полезна Вам и Вашему ребенку Песочная Терапия или «Следы на песке»

«Следы на песке.»

Так сложилось, что в нашей урбанизированной жизни тотальная фундаментальность предметного мира, созданного человеком, стала преобладать над нерукотворным,  природным миром. Мы с самого раннего детства приучаемся к взаимодействию с законами социума, иногда напрочь забывая, что мы являемся частью природного замысла.

Динамичная жизнь зачастую захватывает человека, и даже маленького ребенка, своим бурным течением. В итоге, ежедневные проблемы и конфликтные ситуации остаются на «заднем плане» нашего сознания — непроработанными и незавершенными. Так, постепенно, в нас накапливаются стресс и внутренние конфликты,  которые зачастую могут нами не осознаваться. Это, в свою очередь, ведет к душевному дисбалансу и беспокойному состоянию.

Внутренние разногласия с самим собой и окружающим миром можно прорабатывать разными способами. На данный момент существует обширный выбор психотерапевтических подходов, которые приносят человеку  реальную помощь. Можно анализировать свои состояния с психоаналитиком, можно работать в группе под руководством танце-двигательного терапевта, — методы и практики столь разнообразны, что иногда сложно остановить свой выбор на чем-то одном.

В это статье мы рассмотрим метод, в основе которого лежит игра. Каждый из нас, выявляя в памяти картинки из детства, хотя бы раз вспоминал эпизод с игрой в песочнице.  Эта игра стала основополагающей метода «Песочной терапии». Это оказывается так просто: взаимодействуя с природным материалом, распутывать клубки различных проблем.

Сегодня песочная терапия используется очень активно для консультирования детей и взрослых.  Песок и вода использовались еще древними народами как магическое  целительное средство.

Вспомните себя ребенком, когда Вы первый раз стали играть в песок. Как удивительно просто можно было из него строить свой неповторимый мир, где ваши герои обретали свободу и делали собственный выбор. Когда из песка и воды вы могли слепить домик, пещеру, замок, или банальный куличик-кирпичик, вы ощущали себя творцом целой вселенной, которой вы придавали форму, и она вас слушалась.  Сама текстура песка очень притягательна, она манит нас вступить с ней во взаимодействие. Ведь  песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что вы придумываете, в этот момент творчества вы становитесь магом – строителем своего мира.

Прежде, чем описывать, как происходит терапевтический процесс во взаимодействии с песком, мне бы хотелось обратится к истории возникновения этого удивительного метода.

Первооткрывателем метода Песочной терапии стала Маргарет Лоунфельд — детский психиатр, которая в начале прошлого века трудилась в Лондоне в поисках новых способов помощи больным детям. Как-то раз ей в руки попала книга фантаста Герберта Уэллса «Игры на полу». Маргарет Лоунфельд была удивлена тому, как автор, играя со своими сыновьями в простые игры с миниатюрными фигурками, обнаруживал, то что его дети стали находить способы налаживания хороших отношения между собой и с членами семьи. Тогда М. Лоунфельд  поставила маленькие фигурки на полки своего кабинета, где уже была песочница, которую использовали как обычную игровую площадку для детей. А вот малыш, который был на приеме у психиатора, неожидано перенес эти фигурки в песочницу. Именно этот эпизод  положил начало «технике построения мира» — диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. (М. Lowenfeld, 1979; K. Bradway).

Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием «Игра в детстве».

Карл Густав Юнг, ученик Зигмунда Фрейда, который разработал собственный психотерапевтический подход: «Аналитическую психотерапию», не мог оставить данную работу без внимания. Юнг, выстраивая собственную теорию, всегда обращался к историческому пласту, в самые истоки древности. Так, в его подходе мы встречаемся с огромным пластом символизации.  Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир.   Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке.

Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке. И это не удивительно, в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» он пишет:  «…Я дважды проанализировал свою жизнь, уделяя особое внимание воспоминаниям, потому что я думал, что в моем прошлом может быть причина потери мной психического равновесия. Но это исследование прошлого не привело ни к чему… Тогда я сказал себе: «Поскольку я ничего об этом не знаю, я буду просто наблюдать то, что будет во мне происходить». Я намеренно предоставил свободу подсознательным импульсам.

Первое, что всплыло в воображении, это детское воспоминание, относящееся к десятому или одиннадцатому году жизни… Я отчетливо помню, как строил маленькие дома и замки, используя бутылки для строительства ворот и сводов. Несколько позже я стал использовать обычные камни и грязь в качестве вяжущего раствора. К моему удивлению, это воспоминание вызвало множество эмоций. «Элементы сознания маленького мальчика все еще живы в подсознании, и они связаны с творческой жизнью. Именно такой жизни мне сейчас не хватает». Если я хотел понять этот период жизни, мне не оставалось ничего другого, как вернуться снова к детской жизни и детским играм.

Я начал собирать подходящие камни на берегу озера и часть в воде. Потом я стал строить… Я продолжал заниматься моей игрой каждый день после обеда до прибытия пациентов…

Я не мог объяснить точной цели моего занятия, но у меня была уверенность, что я нахожусь на пути к открытию моего собственного мира. Потому что игра в строительство домиков была только началом. Она высвободила поток фантазий, которые я потом тщательно записал». И вот, в 1956 году Дора Калфф начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд.

Д. Калфф сформировала юнгианскую концепцию  “песочная  терапия” (или “sand-play”) . Дора Калфф выявила, что  картины из песка, созданные детьми или взрослыми, могут представлять длительный конфликт с бессознательным и это можно соотнести со  сновидениями, c  которыми работают в течении всего аналитического процесса. Работа в песочнице с миниатюрными фигурками инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография «Сэндплэй».

В нашем Семейном Центре Творчества «Клевер» — психологи и психотерапевты работают данным методом как со взрослыми, так и с детьми. Взрослые и дети строят свои миры, и каждый мир уникален.

С точки зрения юнгианской психологии, в течение курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 50 минут. Когда ребенок или взрослый заканчивает свою работу, мы фиксируем картину мира, которая была создана в течение сеанса (обычно фотографируем или зарисовываем  песочницу). Созданный клиентом  ландшафт не сохраняется да следующего занятия. И следующая сессия приносит нам уже другую картину, таким образом, каждый раз, приходя к терапевту, клиенты создают мир заново.

Психологи нашего центра используют данный метод в разных целях. А именно, — в целях диагностики, психотерапии и даже обучения.  Использование в песочнице множества миниатюрных фигур дают нам большой инструментарий , чтобы на символическом уровне диагностировать проблемы ребенка и взрослого человека, — как на внешнем, так — и на  глубинном, скрытом уровне.

С песком, водой и  волшебными фигурками, кабинет психолога становится уникальным местом для  психотерапии , где клиент общается  с миром и самим собой. Здесь снимается внутренне напряжение, достигается то гармоничное состояние, когда можно воссоздать свой  сложный противоречивый мир – в миниатюре, взглянуть на него немножечко «сверху» и со стороны. Это  дает возможность почувствовать уверенность в себе и открыть новые пути решения проблем и собственного развития.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «Я» , восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Игра в песок и с фигурками — мощный  психотерапевтический ресурс, где человеку предоставляется возможность творческого изменения, беспокоящей его в данный момент, ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана.

Психологи-педагоги нашего центра проводят развивающие игры на песке для детей. Такие занятия эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Именно, благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия  ориентации: «право» и «лево», временные понятия дня, ночи и смены времен года. С помощью построений своего уникального мира на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память, фантазию и воображение. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика рук.

Метод  песочной терапии мы  используем в работе с детьми от трех лет (а так же, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми).

С какими проблемами обычно мы имеем дело? Это — различные формы нарушений поведения, сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками, психосоматические заболевания , повышенная тревожность и страхи, сложности, связанные с изменениями в семейной жизни.

Опыт наших психологов говорит о том, что важно играть с детьми не только в кабинете у психолога, но и дома, создавать такие дополнительные ресурсные возможности.

Песочная игра — это самый органичный для ребенка способ выражения своих переживаний, способ исследования мира, выстраивания отношений. Этот способ хорошо знаком и привычен для ребенка, — это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит», то что его тревожит и страшит. Отыгрывая свои чувства и беспокойства, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Еще информацию о песочной терапии можно посмотреть здесь

Геворгизова Жаклин семейный психотерапевт «Семейного Центра Творчества Клевер»




 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования © Copyright 2009, Семейный центр творчества «КЛЕВЕР»